Главная страница Главная страница
ЦЭНЭФ
Главная  Проекты ЦЭНЭФ-XXI  English  Календарь 2024  
ЦЭНЭФ
ЦЭНЭФ
+ О ЦЭНЭФ-XXI
Услуги ЦЭНЭФ-XXI
+ Статьи
Контакты
География деятельности ЦЭНЭФ

Разработка предложений по комплексной реализации мер государстве


Повышение энергетической эффективности является важнейшим ресурсом ускорения экономического роста в России и снижения расходов по оплате коммунальных услуг. Объекты бюджетной сферы потребляют достаточно большое количество ресурсов, в то же время их потенциал энергосбережения весьма высокий. Согласно оценкам Центра по эффективному использованию энергии: 37% - по тепловой энергии, 34% - по электрической энергии и 22% - по газу.

Основным механизмом повышения энергоэффективности в бюджетном секторе является развитие частно-государственного партнерства в сфере профессионального управления объектами недвижимости бюджетных организаций, для чего необходимо разработать и реализовать ряд мер государственной политики. С этой целью в рамках научно-исследовательской работы решались следующие задачи, краткие выводы по результатам которых приведены ниже.

Этап 1. Разработка плана мероприятий в области повышения энергоэффективности в организациях бюджетной сферы

1.1 Разработка предложений по интеграции механизмов энергосервисных контрактов в систему бюджетного финансирования Российской Федерации

На сегодняшний день в России практически не реализуются механизмы энергосервисных контрактов в бюджетной сфере, несмотря на их широкое применение в развитых странах. Одной из проблем на пути их внедрения является бюджетная система Российской федерации, для разрешения которой в научно-исследовательской работе приводится ряд предложений по интеграции данных механизмов в систему бюджетного финансирования, среди которых:

- финансирование услуг по энергосбережению за счёт части экономии бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг и содержание имущества;

- обеспечение гарантированного уровня финансирования услуг энергосервисных компаний;

- обеспечение экономических стимулов к энергосбережению для бюджетных учреждений;

- внедрение заданий по повышению энергоэффективности в бюджетный процесс;

- внедрение системы устойчивых механизмов энергосервисных компаний в практику работы управляющих компаний в бюджетном секторе.

1.2 Разработка проектов федеральных нормативно-правовых актов, проектов модельных нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, направленных на формирование механизмов, обеспечивающих привлечение внебюджетных средств для реализации мер по снижению бюджетных расходов на покупку энергоресурсов, с обеспечением возврата средств за счет части полученной экономии на коммунальных платежах

Для реализации проектов в области повышения энергоэффективности на объектах бюджетной сферы, реализуемых за счет бюджетных и небюджетных средств с использованием механизмов частно-государственного партнерства, необходимо законодательное закрепление целого пакета норм и методических материалов. Разработка нормативно-правовых документов осуществлялась в следующих направлениях:

- обеспечение возможности заключения энергосервисных контрактов на срок свыше трех лет;

- институализация механизмов частно-государственного партнерства в целях повышения энергоэффективности бюджетной сферы.

1.3 Разработка методических рекомендаций по привлечению профессиональных (в т.ч. частных) организаций (энергосервисных компаний - ЭСКО) для обеспечения эксплуатации бюджетных зданий на основе энергосервисных контрактов, позволяющих заключать контракты между бюджетными организациями и энергосервисными компаниями сроком на несколько лет

Разработка методических рекомендаций предполагала разработку методики оценки потенциала энергосбережения и типового договора заключаемого с энергосервисной компанией.

Методика оценки потенциала необходима, поскольку дает представление о возможностях экономии ресурсов и, соответственно, целесообразности осуществления инвестиций в повышение энергоэффективности. Методика описывает последовательность действий необходимых для оценки технологического и экономического потенциала бюджетных объектов.

Представленный в научно-исследовательской работе Типовой договор отражает специфичность отношений возникающих между энергосервисной компанией и бюджетным учреждением, которая заключается в перенесении акцента с поставки определенных объемов ресурса к обеспечению комфортных условий внутри здания. Типовой договор может при необходимости быть достаточно легко адаптирован к любым схемам взаимодействия между бюджетным учреждением и энергосервисной компанией.

1.4 Разработка проектов нормативно-правовых актов, определяющих условия и методику инвентаризации, мониторинга и статистической отчетности по ресурсопотреблению зданий и сооружений, используемых бюджетными учреждениями, определения удельных характеристик эффективности использования энергоресурсов и воды, а также формирования целевых заданий по их снижению

Методические рекомендации разработанные в рамках решения данной задачи определяют порядок проведения инвентаризации, мониторинга и организации статистической отчетности, необходимыми элементами которого являются:

- система управления мониторингом;

- удельные характеристики эффективности использования энергии и воды;

- целевые установки повышения энергопотребления для объектов бюджетной сферы;

- система бюджетного планирования;

- средство мониторинга (в научно-исследовательской работе рассматривается «Энергетический аттестат»);

- методика ведения базы данных и документооборот для целей мониторинга;

- процедура фиксации базовых и фактических уровней потребления тепловой и электрической энергии, газа и воды, нарушений регламента энергоснабжения и обслуживания приборов учета;

- сверка счетов;

- процедура учета экономии энергии и бюджетных средств от реализации мер по энергосбережению.

1.5 Разработка предложений по проведению эксперимента по внедрению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере Российской Федерации

Прежде чем начать внедрять механизмы энергосервисных контрактов в систему взаимоотношений между бюджетными учреждениями и энергосервисными компаниями, необходимо апробировать их на экспериментальных объектах, что поможет учесть недостатки и скорректировать действия.

В рамках научно-исследовательской работы были сделаны необходимые для проведения эксперимента по внедрению энергосервисных контрактов предложения, затрагивающие следующие аспекты:

- механизмы планирования и распределения финансовых средств;

- методология отбора участников на участие в эксперименте по внедрению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере;

- требования к потенциальным участникам.

1.6 Разработка концепции и плана мероприятий в области повышения энергоэффективности в организациях бюджетной сферы

Концепция закладывает основы повышения энергетической эффективности в организациях бюджетной сферы посредством создания механизмов привлечения инвестиций в рамках частно-государственного партнерства и действенного стимулирования к энергосбережению бюджетных учреждений. С этой целью Концепция рассматривает следующие аспекты:

- оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг;

- обеспечение экономии потребления электроэнергии, газа и иных коммунальных ресурсов в натуральном выражении;

- использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям на оплату коммунальных услуг, для финансирования расходов по контрактам на повышение энергоэффективности;

- бюджетирование расходов на коммунальные услуги на основе прогнозов темпов роста тарифов и оценке потенциала энергосбережения;

- формирование системы подготовки и переподготовки кадров в сфер управления энергопотреблением.

В научно-исследовательской работе также приводится план мероприятий в сфере повышения энергоэффективности в бюджетной сфере, в котором дано описание необходимых нормативно-правовых документов и сроки их принятия.

1.7 Разработка поэтапного типового плана внедрения энергосервисных контрактов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Поэтапный типовой план ускоряет процесс внедрения энергосервисных контрактов. Представленный в научно-исследовательской работе типовой план включает следующие хронологически расставленные этапы, часть которых может быть реализована одновременно:

1.      Создание Службы мониторинга физической и финансовой экономии.

2.      Составление перечня бюджетных организаций, ранжированных по удельному уровню потребления коммунальных ресурсов.

3.      Составление перечня энергосервисных компаний.

4.      Обучение специалистов бюджетных учреждений.

5.      Формирование нормативно-правовой базы регионов/муниципалитетов.

6.       Осуществление пилотных проектов.

7.      Совершенствование нормативно-правовой базы регионов и муниципалитетов.

8.      Создание механизмов поощрения эффективного использования коммунальных ресурсов среди бюджетных учреждений.

Этап 2. Разработка предложений в области повышения энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и жилищно-коммунального сектора

2.1 Разработка предложений по формированию системы подготовки и переподготовки кадров в области управления энергопотреблением объектов, финансируемых из федерального бюджета

В России уже действует достаточно эффективная система региональных Центров подготовки и переподготовки кадров в сфере управления энергопотреблением, созданных при базовых технических университетах в рамках реализации комплексной программы «Энергосбережение Министерства образования России». Поэтому в рамках научно-исследовательской работы предполагается развивать систему подготовки и переподготовки кадров в сфере управления энергопотреблением на базе уже функционирующих центров, что будет менее затратно и более эффективно. С этой целью предлагается:

1.      Расширить сеть центров подготовки и переподготовки кадров в сфере управления энергопотреблением.

2.      Увеличить пропускную способность уже функционирующих центров.

3.      Ввести обязательную аттестацию.

4.      Сформировать систему финансирования расходов на подготовку и переподготовку кадров в сфере управления энергопотреблением.

5.      Стимулировать кадры.

2.2 Разработка предложений по повышению энергоэффективности при капитальном ремонте зданий бюджетной сферы, включая технические и финансовые аспекты

Основная часть субъектов бюджетного планирования – это административные здания и здания общего назначения, поэтому перечень энергосберегающих мероприятий для них схож и большая их часть может реализовываться в рамках работ по капитальному ремонту. В научно-исследовательской работе приводится достаточно обширный перечень таких мероприятий с количественными качественными показателями получаемых эффектов, а также рассматриваются аспекты их финансирования.

2.3 Разработка предложений по обеспечению поддержки деятельности ЭСКО и формированию системы бенчмаркинга по уровню эффективности использования коммунальных ресурсов на бюджетных объектах, банка данных о типовых решениях и о лучших практиках по повышению энергоэффективности в организациях бюджетной сферы, в том числе субъектах РФ

В рамках деятельности по обеспечению поддержки энергосервисных компаний предлагается проведение конкурса на право получения компенсации части затрат на проведение мероприятий по энергосбережению на субфедеральном уровне в случае достижения целевых показателей. Формирование системы бенчмаркинга предлагается создавать посредством внедрения системы мониторинга энергопотребления объектами бюджетной сферы и повсеместной процедуры энергетического аудита как инструмента контроля и надзора. Создание банка данных о типовых решениях и лучших практиках предлагается организовать посредством налаживания системы сбора и распространения информации через сеть центров подготовки и переподготовки кадров, а также общедоступные сайты в сети интернет.

2.4 Разработка предложений по внедрению механизмов работы ЭСКО в практику управляющих компаний в жилищно-коммунальном секторе

Деятельность энергосервисных компаний может распространяться не только на бюджетный сектор. В целях диверсификации бизнеса и поиска новых ниш энергосервисные компании могут также обслуживать и жилищный сектор, при этом используя механизмы применяемые в бюджетной сфере.

В научно-исследовательской работе предлагается расширить сферу применения энергосервисных механизмов посредством их внедрения в работу управляющих компаний, обслуживающих жилищный сектор. С этой целью предлагается создать сравнительно простую первичную форму самоорганизации населения – добровольное объединение домохозяйств одного дома (не обязательно всех) в товарищество по оплате коммунальных услуг (ТОКУ), развивать бизнес энергосервисных услуг и практику заключения договоров на оказание услуг комфорта со всеми потребителями услуг.

Представленный в работе спектр решаемых задач достаточно полный и в случае эффективной реализации предлагаемых решений будет способствовать проникновению энергосервисных компаний в бюджетный сектор.

ЦЭНЭФ


Energy efficiency orbits for transition economies

Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до и после 2050 г.

Energy Conservation in Buildings. Problem and the Ways of Her Solution

Низкоуглеродная Россия: 2050 год


Энергоэффективность в России: скрытый резерв

Будет ли экономический рост в России в середине XXI века?


ЦЭНЭФ
23.09.2019 Центр энергоэффективности – XXI век начал реализацию проекта, це

23.09.2019 Расточительная страна: как повысить энергоэффективность в России

21.03.2017 ЦЭНЭФ провел семинар на тему: Пилотные проекты. Низкоуглеродные

(c) 2007 г. "ЦЭНЭФ". Все права защищены. Разработка сайтов - Студия ЭйПиЮ