Главная страница Главная страница
ЦЭНЭФ
Главная  Проекты ЦЭНЭФ-XXI  English  Календарь 2024  
ЦЭНЭФ
ЦЭНЭФ
+ О ЦЭНЭФ-XXI
Услуги ЦЭНЭФ-XXI
+ Статьи
Контакты
География деятельности ЦЭНЭФ

Программа энергосбережения в системе теплоснабжения города Толья


«Программа энергосбережения в системе теплоснабжения города Тольятти на 2000-2006 гг.» на примере Автозаводского района разработана как составная часть «Программы повышения эффективности использования топлива и энергии в ЖКХ Самарской области».

Город Тольятти выбран в качестве базового населенного пункта для реали­зации первого этапа областной программы. Выполнение ЦЭНЭФ работ финансировалась за счет средств Американского Агентства по международному развитию.

Населению в 1997 г. было отпущено 4,123 млн. Гкал, или более 58% произведенного тепла. В городе остро стоит проблема обеспечения надежной работы системы теплоснаб­жения. Дефицит топлива приводит к ухудшению качества теплоснабжения. Недостаток средств на модернизацию ключевых элементов инфраструктуры при высокой степени изношенности всех элементов систем теплоснабжения не позволяет обеспечить надежность и требуемые параметры качества теплоснабжения.

Проблема дотирования теплоснабжения населения и финансирования снабжения теп­лом бюджетных организаций - является главной экономической проблемой города.  Бюджетные расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства за 1998 г. составили 663 млн. руб., или 38.5% расходов бюджета.  Одни только дотации на тепло  и водоснабжение составили 265 млн. руб., или 15.4% расходов бюджета города.

На основе проведенного ЦЭНЭФ анализа был сделан вывод о привлекательности Программы модернизации системы теплоснабжения г. Тольятти для потенциальных инвесторов по следующим причинам:

·         высокая доля населения в оплате коммунальных услуг;

·         относительно высокая платежная дисциплина населения;

·         сравнительно невысокий уровень задолженности бюджета за услуги теплоснабжения;

·         высокая культура документооборота;

·         отсутствие до настоящего времени кредитов и займов международных финансовых институтов.

Наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций являются Автозаводский и Комсомольский районы.

Учитывая, что в городе проходит значительная структурная перестройка в ЖКХ, которая практически не затрагивает системы теплоснабжения Автозаводского р-на, было решено подробно рассмотреть возможности энергосбережения именно в этом районе.

Главной целью Программы является демонстрация на примере Автозаводского района возможностей сокращения потребности в дотировании тепло­снабжения муниципального жилого фонда и бюджетной сферы с помощью реализации системы технических, экономических, финансовых и организационных мер по повы­шению эффективности использования тепловой энергии.  Ее реализация позволит:

Þ      оздоровить бюджеты района и города за счет снижения дотаций на теплоснабжение;

Þ      высвободить бюджетные средства на реализацию приоритетных социально-экономических программ;

Þ      повысить эффективность транспортировки, распределения и потребления тепла при одновременном повышении уровня комфорта в квартирах, школах, детских садах и медучреждениях;

Þ      повысить надежность работы системы централизованного теплоснабжения и сократить число жалоб от жильцов на низкое качество услуг по теплоснабжению;

Þ      окупить вложения в проекты Программы и использовать часть высвобожденных средств на оплату привлеченных для ее реализации финансовых ресурсов;

Þ      привести систему оплаты тепло- и водоснабжения населением в зависимость от уровня потребления;

Þ      ослабить тяжесть платежей за тепло для семейных бюджетов при переходе на полное возмещение затрат по теплоснабжению;

Þ      ослабить проблему неплатежей, сократить задолженности бюджета за энергоносители; энергоснабжающих организаций - за топливо;

Þ      создать систему мониторинга и аккумуляции экономии бюджетных средств, полученной от реализации программы.

Разработка Программы осуществлялась исходя из следующих основных концептуальных положений:

Þ      комплексность предлагаемых решений

o        реализация Программы только на части элементов системы энергоснабжения даст намного меньший эффект, чем ее комплексная реализация по всем элементам системы теплоснабжения;

o        для успешной реализации Программы необходим комплекс нормативно-правовых, экономических, технических, организационных, финансовых и информационных решений. Игнорирование любого из этих элементов Программы повлечет за собой значительное снижение ее социальной и экономической эффективности;

Þ      выбор решающих направлений реализации Программы

o        ограниченность финансовых ресурсов предполагает их концентрацию на ключевых направлениях с максимальным эффектом финансового рычага;

Программа состоит из двух частей:

·         Проект модернизации системы транспорта и распределения тепловой энергии; и

·         Проект повышения эффективности использования тепла в муниципальном жилищном фонде.

Технические решения Программы, обусловлены как перечнем стоящих перед городом технических проблем, так и  ограниченными финансовыми возможностями.  Они включают следующие мероприятия:

Þ      организация учета тепловой энергии

o        на границах раздела собственности;

o        на центральных тепловых пунктах предлагается автоматизация параметров отпуска теплоносителя, деаэрация и химическая обработка теплоносителя;

o        в системе транспорта тепла от ЦТП до зданий и от тепловых камер, по которым проходит граница раздела собственности между АО «ТЕВИС» и УЖКХ, планируется ремонт и замена в полном объеме обветшавших трубопроводов на новые,. выполненные из современных материалов;

Þ      мероприятия у конечных потребителей:

o        промывка внутренних систем отопления с заменой ряда элементов этих систем, не подлежащих восстановлению;

o        закрытие схем ГВС посредством установки индивидуальных тепловых пунктов высокой заводской готовности, включающих в себя двухступенчатый пластинчатый теплообменник для приготовления горячей воды, необходимое насосное оборудование, арматуру и контрольно-регулирующие приборы.

o        балансировка систем отопления зданий, необходимость которой подтверждена выборочными тепловизионными обследованиями. На стояках зданий предусматривается установка балансировочных вентилей. Балансировка внутренних систем отопления зданий должна стать неотъемлемой частью проекта;

o        завершающей фазой проекта является организация подомового и поквартирного учета потребления горячей и холодной воды и установка водосберегающей арматуры.

Наиболее капиталоемкие мероприятия предусмотрены у конечных потребителей в жилых зданиях.  Эти мероприятия должны принести наибольший экономический и социальный эффект. Они рассмотрены в Проекте повышения эффективности использования тепловой энергии в муниципальных жилых зданиях.

Программа модернизации системы теплоснабжения Автозаводского охватывает только объекты муниципальной собственности.

Программа рассчитана на период 2000-2006 гг. Наиболее эффективные технические решения, организационные и финансовые механизмы, отлаженные в первые годы, могут тиражироваться в последующие.

ЦЭНЭФ


Energy efficiency orbits for transition economies

Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до и после 2050 г.

Energy Conservation in Buildings. Problem and the Ways of Her Solution

Низкоуглеродная Россия: 2050 год


Энергоэффективность в России: скрытый резерв

Будет ли экономический рост в России в середине XXI века?


ЦЭНЭФ
23.09.2019 Центр энергоэффективности – XXI век начал реализацию проекта, це

23.09.2019 Расточительная страна: как повысить энергоэффективность в России

21.03.2017 ЦЭНЭФ провел семинар на тему: Пилотные проекты. Низкоуглеродные

(c) 2007 г. "ЦЭНЭФ". Все права защищены. Разработка сайтов - Студия ЭйПиЮ