Главная страница Главная страница
ЦЭНЭФ
Главная  Проекты ЦЭНЭФ-XXI  English  Календарь 2024  
ЦЭНЭФ
ЦЭНЭФ
+ О ЦЭНЭФ-XXI
Услуги ЦЭНЭФ-XXI
+ Статьи
Контакты
География деятельности ЦЭНЭФ

Оценка вариантов перспективной динамики показателей энергоэффект


Россия принадлежит к группе стран с самой высокой энергоемкостью и электроемкостью ВВП. В Указе Президента от 4.06.08 №889 сформулирована довольно амбициозная задача снизить энергоемкость ВВП России к 2020 г. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. Этот Указ не содержит более детальных заданий по снижению энергоемкости. Задача данной работы сводилась к анализу реализуемости этой целевой установки и декомпозиции данного обобщенного задания в систему показателей эффективности использования энергии в разных секторах экономики и при производстве разных товаров, работ и услуг.

Цель данной работы – оценка вариантов перспективной динамики показателей энергоэффективности экономики и разработка предложений по формированию государственной политики повышения энергоэффективности (в т.ч. на базе программно-целевого подхода).

Ресурс повышения энергоэффективности в России в 3-4 раза больше ресурса наращивания производства первичных энергоносителей. Попытки удержать высокие темпы экономического роста с «гирей» высокой энергоемкости чреваты активизацией тормозящей роли ТЭК за счет отвлечения огромных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Комбинация рыночных сил и активной государственной политики повышения эффективности использования энергии способна обеспечить экономический рост энергетическими услугами без увеличения потребления первичных энергоресурсов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1.    Основные выводы.. 5

2.    Обоснование долгосрочных целей и приоритетов, этапов и ориентиров построения в России энергоэффективного общества в период до 2030 года. 8

2.1.    Указ Президента РФ от 4.06.08 №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». 8

2.2.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. 10

2.3.    Энергетическая стратегия. 12

2.4.    Международные сопоставления. 12

2.4.1.  Сопоставление уровней энергоемкости ВВП. 12

2.4.2.  Факторы, объясняющие различия в уровнях энергоемкости ВВП России и других стран  12

2.4.3.  Темпы снижения энергоемкости ВВП в зарубежных странах 15

2.5.    Ретроспективный анализ факторов снижения энергоемкости ВВП. 17

3.    Потенциал повышения энергоэффективности. 22

3.1.    Методология оценки потенциала повышения энергоэффективности. 22

3.2.    Ресурс энергоэффективности. 27

3.3.    Ограничения на использование потенциала повышения энергоэффективности. 35

4.    Оценка вариантов перспективной динамики показателей энергетической эффективности и разработка предложений по формированию государственной политики повышения энергоэффективности (на базе программно-целевого подхода)  39

4.1.    Проверка реализуемости целевых заданий по изменению динамики энергоемкости ВВП России  39

4.1.1.  Сценарии изменения показателей повышения энергоэффективности до 2030 года  39

4.2.    Уточнение целевых заданий по повышению энергетической эффективности по уровням и срокам достижения. 49

4.3.    Декомпозиция целевых заданий по основным отраслям и формирование системы индикаторов и показателей энергетической эффективности. 49

4.3.1.  Предложения по системе индикаторов и показателей повышения энергетической эффективности и энергосбережения. 49

4.3.2.  Целевые значения основных индикаторов повышения энергетической эффективности  52

4.4.    Предложения по системе долгосрочных целей приоритетов, этапам, и ориентирам, обеспечивающим построение энергоэффективного общества в России в период до 2030 г. 55

4.4.1.  Долгосрочные цели по снижению энергоемкости ВВП. 55

4.4.2.  Химическая и нефтехимическая промышленность 55

4.4.3.  Черная металлургия. 58

4.4.4.  Бюджетная сфера. 62

4.5.    Разработка предложений по основным составляющим государственной политики повышения энергетической эффективности на основе согласованной системы целевых показателей  63

4.6.    Разработка системы долгосрочных приоритетов, обеспечивающих построение энергоэффективного общества. 69

4.6.1.  Создание специализированного агентства по повышению энергоэффективности  69

4.6.2.  Совершенствование статистики. 70

4.6.3.  Распространение информации. 70

4.6.4.  Стандарты энергетической эффективности. 71

4.6.5.  Продвижение энергетических перфоманс-контрактов (ЭПК) 71

4.6.6.  Управление спросом. 72

4.6.7.  Продолжение тарифной реформы. 72

4.6.8.  Схемы налогообложения и ограничения промышленных выбросов загрязняющих веществ с помощью квот 73

4.6.9.  Помощь финансовым институтам в снижении накладных расходов. 73

4.6.10.   Жилищный сектор. 73

4.6.11.   Бюджетная сфера. 77

4.6.12.   Промышленность 80

4.6.13.   Системы теплоснабжения. 83

4.6.14.   Электроэнергетика. 85

4.6.15.   Транспорт 87

ЦЭНЭФ


Energy efficiency orbits for transition economies

Затраты и выгоды низкоуглеродной экономики и трансформации общества в России. Перспективы до и после 2050 г.

Energy Conservation in Buildings. Problem and the Ways of Her Solution

Низкоуглеродная Россия: 2050 год


Энергоэффективность в России: скрытый резерв

Будет ли экономический рост в России в середине XXI века?


ЦЭНЭФ
23.09.2019 Центр энергоэффективности – XXI век начал реализацию проекта, це

23.09.2019 Расточительная страна: как повысить энергоэффективность в России

21.03.2017 ЦЭНЭФ провел семинар на тему: Пилотные проекты. Низкоуглеродные

(c) 2007 г. "ЦЭНЭФ". Все права защищены. Разработка сайтов - Студия ЭйПиЮ