|
Разработка региональной политики повышения энергоэффективности
Основными направлениями развития сотрудничества ЦЭНЭФ с регионами являются разработка комплексных региональных программ энергосбережения в ЖКХ, промышленности и электроэнергетике и программ развития возобновляемых источников энергии
- Разработка регионального законодательства по энергосбережению и региональных СНиП "Энергоэффективность в зданиях" (г.Москва, Тульская, Челябинская, Московская, Нижегородская, Томская, Костромская, Ярославская, Сахалинская области и др.);
- Участие в создании и организации деятельности и информационная поддержка региональных центров и агентств по энергосбережению: Ярославское агентство по ресурсосбережению, Омский центр по эффективному энергоиспользованию, Нижегородский региональный инновационный центр энергосбережения, Орловский центр энергосбережения, Южно-Уральский центр энергосбережения, Сахалинское агентство по энергосбережению и многие другие;
- Создание и разработка механизмов функционирования региональных фондов энергосбережения (Костромская, Сахалинская, Челябинская области и др.);
- Разработка энергетических балансов области и прогнозов их развития (Сахалинская и Магаданская области);
- Разработка административных, финансовых, экономических и информационных механизмов реализации региональных программ повышения эффективности использования энергии (Орловская, Сахалинская, Томская, Магаданская области, Хабаровский край);
- Инвентаризация выбросов парниковых газов на территории регионов (Челябинская, Сахалинская, Нижегородская. Архангельская и Свердловская области).
Программа «Энергоэффективность в регионах России» стала основой успеха ЦЭНЭФ, который сейчас является широко признанным национальным лидером в разработке политики повышения энергоэффективности на региональном и муниципальном уровнях.
ЦЭНЭФ оказал помощь многим российским регионам в создании региональных центров и агентств по энергоэффективности, фондов энергоэффективности, а также в реализации и финансировании деятельности по энергосбережению.
В 90-х годах быстро расширялись географические рамки процесса разработки регионального законодательства и политики по энергосбережению. Учитывая острый информационный голод, ЦЭНЭФ подготовил “меню шпаргалок” для разработчиков нормативно-правовых документов ‑ двухтомник “Региональная политика повышения энергетической эффективности: от проблем к решениям”. Эта книга широко использовалась для разработки региональных законов и программ и создания организаций, вовлеченных в процесс повышения энергетической эффективности, на значительной части территории России: от Калининграда до Магадана и от Мурманска до Краснодара.
Как показано в опубликованной ЦЭНЭФ книге «Система быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения (на примере Сахалинской и Магаданской областей)», повышение энергетической эффективности является наиболее надежным и наименее затратным способом борьбы с нехваткой энергии и чрезвычайными ситуациями.
Географические рамки деятельности ЦЭНЭФ на территории Российской Федерации
- Пример работы ЦЭНЭФ в регионах: сотрудничество с Сахалинской областью
Принят закон «Об энергетической политике и энергосбережении в Сахалинской области» (1998);
- Приняты ТСН Сахалинской области «Энергоэффективность в зданиях» (2000);
- Разработаны программы энергосбережения для Сахалинской области:
- Программа повышения энергоэффективности в ЖКХ Сахалинской области (1999);
- Программа действий администрации Сахалинской области по повышению эффективности использования энергии на территории Сахалинской области;
- Система быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения Сахалинской области (2000);
- Программа повышения эффективности использования топлива и энергии в электроэнергетике Сахалинской области на 2002-2015 гг. (2001);
- Программа использования возобновляемых источников энергии Сахалинской области (2001);
- Программа повышения эффективности использования энергии в промышленности Сахалинской области (2001);
- Программа развития производства энергосберегающего оборудования и услуг в Сахалинской области (2002)
- Разработаны технико-экономические обоснования и бизнес-планы по модернизации систем теплоснабжения городов Южно-Сахалинск, Невельск, Корсаков, Александровск-Сахалинский, Поронайск и Анива (1999-2001);
- Разработаны программы повышения энергоэффективности для предприятия «Дальэлектромонтаж» (Южно-Сахалинск); санатория «Синегорье» (пригород Южно-Сахалинска); «Сахинцентра» (Южно-Сахалинск) (2000);
- Создано Сахалинское агентство энергосбережения (2001);
- Создан Сахалинский фонд энергосбережения (1999);
- Программы повышения энергоэффективности, ТЭО и бизнес-планы представлены Всемирному Банку, ЕБРР, а также в Вашингтоне и в Москве в рамках семинара «Сахалин в ХХI веке»;
- Опубликованы две книги о сахалинском опыте повышения энергоэффективности:
- «Политика повышения эффективности использования энергии в Сахалинской области» (2000, 458 стр.) была разослана в администрации российских регионов. Современные программы энергосбережения очень много заимствовали из этой книги;
- “Система быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в системах теплоснабжения» (2000 г., 229 стр.) была особенно полезной на фоне энергетического кризиса в Приморском крае, где тысячи людей оставались без тепла в течение нескольких месяцев.
|
|