|
Региональный уровень
К настоящему времени ТСН разработаны, утверждены и зарегистрированы в Госстрое РФ и Минпромэнерго РФ в 48 регионах России, в которых проживает около 100 млн. человек (из 145 млн. человек населения России)
Помечены территории, в которые внедрены ТСН |
ТСН - основные особенности
- Действуют в пределах административных границ территорий (республика, край, область, автономный округ, город)· Использован новый подход к построению ТСН по потребительскому принципу;
- Облегчен переход на второй этап федерального СНиП II-3 в связи с нормированием энергопотребления;
- Установлены нормативы удельного энергопотребления на отопление зданий за отопительный период согласно федерального СНиП 23-02, которые принимаются с учетом энергетической эффективности системы теплоснабжения;
- Отдается предпочтение подключению здания к децентрализованной системе теплоснабжения;
- Задействованы новые, не учитываемые ранее факторы - влияние архитектурных и объемно-планировочных решений, внутренних тепловыделений, солнечной радиации, эффективности систем отопления и теплоснабжения и прочего;
- Введено климатическое районирование территорий;
- Для контроля энергетических параметров введен энергетический паспорт здания и его компьютерная версия;
- Введен раздел проекта "Энергоэффективность".
История разработки ТСН
- 1990 г. Разработка проекта изменений и дополнений в СНиП II-3, где впервые предложен новый раздел "Энергетические показатели зданий" и показатель компактности формы зданий. Разработчики - НИИСФ, ЦНИИЭП жилища и др.
- 1993 г. Разработка первых ТСН для г. Москвы "Энергосбережение в зданиях", утвержденных правительством г.Москвы в 1994 г. Разработчики - НИИСФ, МНИИТЭП, ЦЭНЭФ и др.
- 1994 г. Разработка энергетических принципов системного подхода к новым нормам по теплозащите зданий и разработка энергетического паспорта здания. Разработчики - НИИСФ, ЦЭНЭФ в содружестве с NRDC.
- 1994 г. Первая реализация нового энергетического принципа в стандарте НТО "Здания малоэтажные жилые. Общие требования обеспечения энергоэффективности", зарегистрированные под шифром СТО БДП-4-94. Разработчики ЦЭНЭФ и Стандартнаучдом.
- 1996 г. Разработка типовых строительных норм по теплозащите зданий для регионов РФ "Энергетическая эффективность в зданиях". Разработчики - ЦЭНЭФ, НИИСФ в содружестве с NRDC.
- 1998 г. Разработка новой редакции ТСН для г. Москвы МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях", утвержденных правительством г.Москвы, где впервые реализован энергетический принцип нормирования и энергетический паспорт здания. Разработчики - НИИСФ, МНИИТЭП, Агенство по энергосбережению и др.
- 2000-2004 гг. Разработка и внедрение ТСН "Энергетическая эффективность в зданиях. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" в 48 регионах РФ, утвержденных в регионах и зарегистрированных в Госстрое РФ и Минпромэнерго РФ. Разработчики - НИИСФ, ЦЭНЭФ с участием региональных специалистов.
- 2004 г. Рекомендация Госстроя РФ о приведении ТСН в соответствие с новым федеральным СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий".
- 2004 г. Разработка двух разделов (Конструкции надземной части и Тепловая защита) и четырех обязательных приложений к новому МГСН 4.19-05 "Многофункциональные высотные здания и комплексы".
- 2005 г. Приведение в соответствие со СНиП 23-02 ранее разработанных ТСН г. Москвы и Челябинской области.
Основная концепция Территориальных Строительных Норм (ТСН)
Краткая характеристика
Требования ТСН преследуют цель проектирования жилых зданий и зданий общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов. В этих нормах впервые установлена взаимосвязь между теплозащитой здания и его системой отопления и теплоснабжения, рассматривая этот комплекс как единую энергетическую систему. В том числе выделены два основных типа систем теплоснабжения - централизованная и децентрализованная.
Внедрение на региональном уровне
Внедрение нормирования на уровне регионов Российской Федерации осуществлено в течение 1999-2003 гг. в виде Территориальных Строительных Норм (ТСН). Эти ТСН были разработаны на основе единой концепции нормирования по удельному энергопотреблению, утверждены главами администрации территорий и введены в действие на этих территориях, зарегистрированы Госстроем РФ с присвоением регистрационного номера и включены в список нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
Нормативы в ТСН установлены по второму этапу повышения теплозащиты из условий энергосбережения согласно прежнему СНиП II-3, учитывают особенности базы стройиндустрии региона Российской Федерации, местной промышленности стройматериалов, систем теплоснабжения и типологии проектных решений для массового жилищно-гражданского строительства и обеспечивают согласно этим требованиям снижение уровня энергопотребления на отопление зданий с 2001 г. не менее, чем на 40% по сравнению с 1995 г. ТСН 23-320 Челябинской обл., а также ТСН 23-355 Кировской обл., ТСН 23-356-2005 Ленинградской обл., ТСН 23-358-2004 Оренбургской обл. и ТСН 23-301-2004 Свердловской обл. приведены в соответствие с СНиП 23-02-2003.
ТСН разработаны согласно Федеральному Закону "Об энергосбережении", где содержится требование введения в нормативные документы показателей их эффективного использования, а также показателей расхода энергии на отопление и вентиляцию зданий. Правовая основа разработки ТСН для регионов как субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 7 "Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ТСН должны соблюдаться на территориях регионов при проектировании новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых отапливаемых жилых зданий (многоквартирных и одноквартирных) и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, лечебных учреждений и поликлиник, учебных, зрелищных, административно-бытовых и спортивных), а также других зданий общественного назначения с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха.
ТСН обязательны для применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, принадлежности и государственности, гражданами (физическими лицами), занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области проектирования и строительства на территории региона, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Новизна подхода в создании региональных норм, обеспечивающих равнозначный энергосберегающий эффект, предусматриваемый федеральными нормами, заключается в том, что в территориальных нормах используются резервы, которые можно применять при проектировании.
По этому новому принципу регламентируются требования не к отдельным частям здания (стены, перекрытия, окна и т.д.), формирующим тепловой баланс здания, а к зданию в целом с энергетической точки зрения. Такой энергетический параметр формируется теплозащитой здания, архитектурными, объемно- планировочными и компоновочными решениями, системами отопления и вентиляции, дополнительными теплопоступлениями и климатическими параметрами с учетом эффективности систем теплоснабжения.
Основным критерием в территориальных нормах установлено удельное энергопотребление (приходящееся на один кв.м отапливаемой площади или на один куб.м отапливаемого объема и одни градусо-сутки отопительного периода) на отопление здания за отопительный период в местах подключения здания к системам теплоснабжения или другим источникам энергии, например, к индивидуальным котельным на природном газе. Этот показатель является основной нормой для теплотехнического проектирования, имеет размерность кДж/(м2×oC×сут) или/(м3×oC×сут). Численное значение этого показателя установлено при подключении здания к централизованной системе теплоснабжения и оно корректируется в случае подключения здания к децентрализованным системам теплоснабжения в зависимости от показателей их энергоэффективности. При этом отпадает необходимость в жестком поэлементном нормировании сопротивления теплопередаче отдельных ограждающих конструкций, а устанавливается лишь их нижний предел. С другой стороны, в здании должны обеспечиваться комфортные условия пребывания в нем людей, что также является потребительским требованием. Таким образом, создание комфортных условий в здании при заданных расходах энергии на их поддержание и составляет главную задачу с точки зрения потребителя. И, наконец, санитарно-гигиенический аспект теплотехнического проектирования приводит к требованию о недопустимости образования конденсата на внутренних поверхностях ограждающих конструкций.
Другой особенностью территориальных норм является энергетический паспорт здания, предназначенный для контроля качества проектирования здания, последующего его строительства и эксплуатации. Компьютерная версия энергетического паспорта, прилагаемая к нормам, является удобным инструментом при разработке проекта здания и контроле соответствия проекта требованиям территориальных норм. Кроме того, энергетический паспорт дает потенциальным покупателям и жильцам конкретную информацию о том, что они могут ожидать от энергетической эффективности здания. Более энергоэффективным зданиям может отдаваться предпочтение по сравнению с менее энергоэффективными зданиями, приводящими к большим платежам за энергию, связанным также и с несоответствием реального энергопотребления нормативным требованиям. Следовательно, энергетический паспорт является обосновывающим документом для экономического стимулирования энергосбережения (льготное налогообложение, кредитование, дотации и др.) и объективной оценки стоимости на рынке жилья.
Для каждого ТСН разработаны детализированные климатические параметры, градусо-сутки отопительного периода и величины солнечной радиации при действительных условиях облачности за отопительный период. Для некоторых регионов выполнено климатическое районирование.
Кроме того, для некоторых регионов разработана методика расчета помесячного энергопотребления здания путем использования текущих климатических параметров.
Преимущества от внедрения ТСН региону РФ
Разработка и внедрение территориальных норм дает следующие преимущества региону
- новый принцип нормирования облегчает проблему перехода на второй этап повышения уровня теплозащиты зданий при обеспечении намеченного федеральными нормами энергосберегающего эффекта;
- создаются условия для внедрения новых энергоэффективных технологий и строительных материалов, а также эффективного отопительно-вентиляционного и теплоснабжающего оборудования и систем его управления;
- создается возможность при проектировании достичь заданного энергосберегающего эффекта за счет различных комбинаций как отдельных элементов теплозащиты, так и систем обеспечения микроклимата внутри помещений и выбора систем теплоснабжения, т.е. в конечном счете за счет повышения качества проектирования.
- переход на новый принцип нормирования стимулирует архитекторов на создание архитектурного облика, используя энергоэффективные компановки зданий;
- методология выбора мероприятий при реконструкции или капитальном ремонте зданий для достижения требуемого энергопотребления даёт возможность поиска альтернативных технических решений.
Список регионов, где утверждены ТСН:
№ пп |
Наименование ТСН |
Площадь террито-рии тыс. кв.км |
Население, тыс.чел |
Контакты в регионах |
1 |
ТСН 23-304-99 г. Москвы; |
- |
8625 |
Щипанов Ю.Б. (095) 2510761 |
2 |
ТСН 23-Ярославской области; - не зарегистрированы |
36 |
1455 |
|
3 |
ТСН 23-305-99 Саратовской области; |
100 |
2737 |
Кобзев М.Ю. (8452) 271004 |
4 |
ТСН 23-306-99 Сахалинской области; |
87 |
674 |
Самойлюк В.И. (4242) 723421 |
5 |
ТСН 23-307-2000 Ивановской области; |
24 |
1271 |
Старицын А.М. (0932) 436457 |
6 |
ТСН 23-308-2000 Московской области; |
47 |
6579 |
Захаров И.Б. (095) 9178051 |
7 |
ТСН 23-309-2000 Тверской области; |
84 |
1646 |
|
8 |
ТСН 23-310-2000 Белгородской области; |
27 |
1456 |
|
9 |
ТСН 23-311-2000 Смоленской области; |
50 |
1168 |
|
10 |
ТСН 23-312-2000 Владимирской области; |
29 |
1642 |
|
11 |
ТСН 23-313-2000 Тюменской области; |
1435 |
3174 |
|
12 |
ТСН 23-314-2000 Калининградской области; |
15 |
926 |
Кузнецов В.Н. (0112) 466820 |
13 |
ТСН 23-316-2000 Томской области; |
317 |
1080 |
Семенюк П.Н. (3822) 751541 |
14 |
ТСН 23-317-2000 Новосибирской области; |
178 |
2745 |
Белан В.И. (3832) 206280 |
15 |
ТСН 23-318-2000 Республики Башкортостан; |
144 |
4073 |
Байгильдин Г.Л. (3472) 242773 |
16 |
ТСН 23-319-2000 Краснодарского края; |
76 |
4944 |
Ницун В.И. (8612) 682539 |
17 |
ТСН 23-320-2000 Челябинской области; |
88 |
3694 |
Семичастный Л.Д. (3512) 656067 |
18 |
ТСН 23-321-2000 Астраханской области; |
44 |
1018 |
|
19 |
ТСН 23-322-2001 Костромской области; |
60 |
803 |
Полюшенко Г.П. (0942) 547411 |
20 |
ТСН 23-323-2001 Ханты-Мансийского АО; |
523 |
1340 |
|
21 |
ТСН 23-324-2001 Республики Коми |
416 |
1201 |
Белых Г.Г. (8212)426076 |
22 |
ТСН 23-325-2001 Алтайского края; |
169 |
2698 |
|
23 |
ТСН 23-326-2001 Республики Калмыкия; |
76 |
320 |
|
24 |
ТСН 23-327-2001 Брянской области; |
35 |
1475 |
|
25 |
ТСН 23-328-2001 Амурской области |
364 |
1033 |
Сергиевский В.В. (4162)447741 |
26 |
ТСН 23-329-2002 Орловской области; |
25 |
914 |
|
27 |
ТСН 23-331-2002 Читинской области; |
432 |
1296 |
|
28 |
ТСН 23-332-2002 Пензенской области; |
43 |
1566 |
|
29 |
ТСН 23-333-2002 Ненецкого АО; |
177 |
48 |
|
30 |
ТСН 23-334-2002 Ямало-Ненецкого АО; |
750 |
488 |
|
31 |
ТСН 23-335-2002 Ульяновской области; |
37 |
1488 |
|
32 |
ТСН 23-336-2002 Кемеровской области; |
96 |
3072 |
|
33 |
ТСН 23-338-2002 Омской области; |
140 |
2181 |
|
34 |
ТСН 23-339-2002 Ростовской области; |
101 |
4413 |
|
35 |
ТСН 23-340-2002 г. Санкт-Петербурга; |
1,9 |
4805 |
|
36 |
ТСН 23-341-2002 Рязанской области; |
40 |
1334 |
|
37 |
ТСН 23-342-2002 Чувашской республики; |
18 |
1363 |
|
38 |
ТСН 23-343-2002 Республики Саха (Якутия); |
3103 |
1048 |
|
39 |
ТСН 23-344-2003 Республики Алтай; |
93 |
199 |
|
40 |
ТСН 23-347-2003 Республики Адыгея; |
7,6 |
450 |
|
41 |
ТСН 23-348-2003 Псковской области; |
55,3 |
834 |
|
42 |
ТСН 23-349-2004 Самарской области; |
53,6 |
3302 |
Репетко В.В. (8462) 422158 |
43 |
ТСН 23-350-2004 Вологодской области; |
145,7 |
1350 |
|
44 |
ТСН 23-353-2004 Республики Хакасия; |
61,9 |
582,8 |
|
45 |
ТСН 23-355-2004 Кировской области; |
120,8 |
1645,9 |
|
46 |
ТСН 23-356-2005 Ленинградской области; |
85,9 |
1666,7 |
|
47 |
ТСН 23-358-2004 Оренбургской области; |
124,0 |
2219,0 |
|
48 |
ТСН 23-35Х-2004 (ТСН 23-301-2004) Свердловской области; |
194,8 |
4692,9 |
Волков Е.И. (8343) 3506568 |
С кем осуществляется взаимодействие в регионах
Взаимодействие в регионах по разработке ТСН обычно осуществляется с Департаментами или Управлениями по строительству и архитектуре региона. В случае Республик - с Министерством по строительству и архитектуре Республики. В некоторых регионах инициаторами разработки ТСН были Госуниверситеты, институты "Гражданпроект", Отделы государственной вневедомственной экспертизы и крупные строительные организации или заводы стройматериалов и изделий. В любом случае ТСН разрабатываются в тесном взаимодействии с региональными специалистами.
После разработки окончательной редакции ТСН согласовываются с региональными органами инспекции и юристами администрации, и представляются на утверждение постановлением главы администрации (губернатором или его заместителем по вопросам строительства). В случае Республики - приказом министра.
После утверждения главой администрации (министром) ТСН официально направляется на регистрацию в Госстрой РФ, который после соответствующей проверки присваивает ТСН регистрационный номер и сообщает в регион официальным письмом.
И, наконец, подготавливается окончательная версия ТСН к изданию с учетом замечаний Госстроя РФ.
В завершении проводится техническая учеба с специалистами региона с целью ознакомления правилам проектирования по новым ТСН.
Как сделать заявку на разработку ТСН для региона РФ
Для разработки ТСН конкретного региона РФ следует обратиться к
Матросову Юрию Алексеевичу
НИИСФ РААСН и ЦЭНЭФ
тел./факс (095) 482 3710
Работа выполняется по договору.
В объем работ входит следующие виды работ:
- Разработка региональных климатических данных,
- Расчеты конкретных проектов зданий с целью определения их энергетических параметров,
- Разработка первой редакции ТСН,
- Разработка окончательной редакции ТСН по замечаниям и предложениям региональных специалистов,
- Разработка компьютерной версии энергетического паспорта (по отдельному договору,
- Содействие регистрации в Министерстве Регионального развития РФ утвержденных в регионе ТСН,
- Обучение региональных специалистов особенностям работы с ТСН.
|
|